понедельник, 3 декабря 2012 г.

Компост

Как же льет то за окном. жуть просто. Я туда не пойду, хотя и работы много. Я не водоплавающая да и потрудилась  в выходные хорошо. За пару дней я засадила еще одну грядку чесноком и петрушкой. Натаскала еще листьев и травы в компостный ящик, посадила около 100 крокусов вокруг 3 новых магнолий (больше не успела), утилизировала засохшие цветы в корзинах, напекла вкусностей....
Ну это я что-то отвлеклась, надо ж отчитаться.
В прошлом году я ужаснулась кол-ву нашего мусора. Мы его вывозим примерно 2 раза в неделю на местную свалку. Половина мусора это кухонные отходы. Вот я и решила устроить компост. Муж у меня максималист и ему надо что бы красиво было и находилось тыщу отговорок его не делать. Но меня это не останавливало. Вычитав в интернете что ящик строить совсем не обязательно, можно соорудить куб из проволоки. Ну вот я и взялась делать его сама втихаря. Нашла инструмент которым копают ямки для столбов, а земля сухая жуть. Ну ничего я и тут нашла выход. Выкопала немного ямку - залила водой, следующую ямку выхопала - залила водой, вода впиталась - залила еще. Вообщем я довольно быстро выкопала 4 полметровых узких ямы для столбов. И проинформировала мужа о моем проекте, тут ему было не отвертеться и установить мне 4 столба в готовые ямы и натянуть сетку-рабицу. Так у меня появился мой первый компостный ящик. По началу туда отправлялась только скошенная трава,  и кухонный мусор. Материала было мало. Потом я расширила "асосртимент" компостирования. Отшредила ненужную бумагу, рекламу и картон (отличные коричневый составляющие), договорилась с соседом забирать траву его скошенную, также потихоньку начала в уже горячий компост добавлять материал из старой компостной кучи в которую валилось все подряд (кодовое имя садовая помойка). Теперь у меня на кухне есть 2 ведра, одно из них для компоста. Туда идет все зеленое от овощей и фруктов, остатки хлеба и бумага (включая бумажные полотенца). Из приготовленной еды только рис и паста (без соуса)
Вот так выглядит моя конструкция. Да не очень красиво, зато работает.



















Дней за пять в левом ящике было материала по завязку, но так как компост у меня до сих пор жарит ого-го (пар валит в прохладное время до сих пор) все составляющие очень быстро оседают и компостируются.
Если бы я его ворошила почаще, то было бы еще горячее и быстрее. 
Справа прошлогодний компост, который мы активно использовали в этом году.
Мешаю я на глаз, примерно 50 на 50 зеленое и коричневое. Иногда золу добавляю.
Если капнуть поглубже, то там уже трудятся червячки




































Если от этих фотографий Вас подташнивает, то я Вас понимаю, сама такая была года 2 назад. Червяки???? Фу какая гадость. А теперь я их очень люблю. Они делают компост еще лучше.
Вот материалы были в тот день для компост (только часть). Позади меня была еще тачка травы и мешков 5 листьев
























Вот так получилось. Потом накрыла старой занавесочкой из душа что бы сильно не увлажнялся материал.
Через пару дней все уселось и надо снова закинуть очередную порцию. Жду сухого дня.




















Около садового домика (он же гараж для трактора - газонокосилки) мое большое скопление листьев, а так как мне тааак много коричневого материала пока не надо (т.к его больше чем зеленого). Там я просто соорудила "загончик" из куска рабицы установив ее в круг, и сваливаю туда листья для следующего года.

Так же в планах построить уже деревянные ящики (надстраиваемые) для компоста, покрасивше.

17 комментариев:

  1. я листья просто складирую за кустами вдоль забора. и трава не растет под кустами (стричь ее неудобно), и летом влажность земли сохраняется во время жары. и компост потом сам собой без усилий получается. пока выглядит некрасиво (кусты маленькие), но потом будет хорошо. я так думаю :)
    а у тебя все прямо по науке :)))замечательно :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ну так можно тоже, мне ж хотелось что бы быстрее готовилось :-)
      в прошлом году я забыла закрыть от дождей, но все равно не плохо вышло

      Удалить
  2. Я листья вообще складывала отдельно, они за два года дают великолепный лиственный мульч.
    А сейчас, когда деревья и кустарники разрослись, стаскиваю листья в центр этих массивов, их там не видно, они отлично перегнивают и потом только граблями их разровнять остается немного, чтобы равномерно закрыть все пространство между растениями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Nadejda, у меня пока нет таких зарослей
      Муж раньше вообще ничего не убирал, просто проходился по ним пару раз газонокосилкой :-)

      Удалить
  3. Боже, зеленый материал, коричневый материал... Целая наука!
    А я думала, тут, как в "Скале фреглов" - большая куча мусора и все :)
    Вы молодец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. AlisaTaisa,спасибо.

      Если соблюдать пропорции - то будет быстрее.
      А если добавить слишком много зеленого (например свежей травы), то будет неприятный запах.

      Удалить
  4. оооо, лена, ты вообще огородница, каких поискать! даже компостную кучу делаешь! молодец!

    я сразу вспомнила, как мой отец на даче в дальнем углу делал кучу компостную, что-то слоями выкладывал, добавлял, поливал, накрывал, возился с ней... зато потом как классно от этого компоста овощи и прочие плоды в рост шли!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо
      Вот и мне хочется что бы в рост шло лучше :-)

      Удалить
  5. Молодец! У меня куча без всякой огородки, среди кустов. Строители собирались яму засыпать и разравнять. Хорошо, что вовремя заметила и бросилась грудью на амбразуру. Есть и настоящий компостер, но его надо периодически крутить, я забываю. Всё равно и в нем всё перегнивает, хотя медленно, если не вращать. Успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Pelageyа, спасибо за похвалы.
      Молодец что спасла свой компост от захоронения :-)

      Я в прошлом году свой полностью переворошила (с одного ящика перекидала в другой), но в этом году я на такой подвиг не решусь

      Удалить
  6. У меня тоже что-то похожее на участке есть , только нет второго отдела. Лена а у вас летом не пересыхает эта куча??? Мне вот местные жители говорят , что она должна быть полностью закрытая, материл должен лежать в темноте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ari, летом в самую жару я его поливала иногда.
      А вот про в темноте и закрытая мне кажется сомнительным, одна из важных составляющих компостирования - воздух
      Может в темноте то и ничего, а вот закрытая я не знаю.
      Я видела тут компостеры, но они с дырочками все равно.
      Мне вариант с сеткой очень понравился + дешево.

      Удалить
  7. Компост - дело очень хорошее. Я тоже много лет ничего с участка не вывожу. Почти все идет или в компост, или в печку для бани, или на корм братьям нашим меньшим - соседям по даче. Все съедобное я скармливаю птицам - от коршуна и сорок до воробьев, ежикам и прочей живности, и они помогают мне в борьбе с вредителями. Сколько бы кухонных отходов не выкладывал на специально отведенное место - все сжирают, и даже просят добавки, как коршун, например. А воробьи стали практически ручные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы прикармливаем птичек, но мы им специальный корм покупаем. Пробовала давать им хлебушек, так не едят.

      Удалить
  8. Это хорошо, что в Вашей местности для птиц много естественной пищи. Тогда червяки в компосте помогут, все переработают. Какие у Вас симпатичные червячки! Сразу приходит мысль о рыбалке. У меня на расположенном неподалеку озерке хорошо ловятся на червячков караси и ратаны.

    ОтветитьУдалить
  9. А у нас на любую рыбалку надо иметь лицензию.
    Разве только если озеро твоё личное.

    ОтветитьУдалить
  10. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить